Четверг, 21 июня 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Кастовое неравенство в Индии
22:09, 18 декабря 2017

Кастовое неравенство в Индии


История девушки Уша Праджапати. Ей было предначертано жить в деревне, не знать английского языка, не заниматься ни чем, кроме хозяйства и не жить в развитых городах. Но сейчас всё не так: она была в разных странах, получила множество грантов и меняет мир вокруг себя.

Как всё начиналось

В индийском округе Гая, в штате Бихар, растёт дерево под которым Будда получил просветление. У дерева древние корни, но каждую весну на ветвях появляются новые листья, а легенда о Будде привлекает всё новые поколения искателей.

Для каждого местного, это дерево означает разное, но для всех священное. Например для молодой женщины по имени Уша Праджапати, дерево Бодхи символизирует жизнь и труд. Относительно недавно она создала женский дизайнерский коллектив Самулам, что в переводе с санскрита означает «общие корни». В его основе заложена идея постоянного возрождения и развития и укрепления связей с корнями. Коллектив собирается в самом обычном гараже отца Уши, в Гае, но чем больше участниц вступают в группу в Бихаре, а сейчас и в Нью-Дели, тем шире у Самулам разрастаются ветви.

Необычные люди и их традиции

Каждое утро Уша просыпается с первыми лучами солнца и начинает свой день в уютной квартире в Нью-Дели, в тысяче километров от родных мест. Она бы рассмеялась, если бы её назвали трудоголиком, но за весь день у 32-летней женщины едва ли найдётся свободная минутка. Залогом абсолютной концентрации на работе и в домашних делах —  занятия йогой с самого детства. Младшая из семи сестёр и братьев, Уша полюбила жить самостоятельно, а это действительно непростой выбор для молодой женщины в Дели.

На холодильнике можно заметить магнит с цитатой Эшли Райс:

«Есть женщины, которые делают мир лучше одним своим видом. Есть женщины, которые влияют на ситуацию. Есть женщины, которые многого добиваются. Есть женщины, которые вносят свой вклад. А есть такие, которые заставляют нас улыбаться. Есть мудрые женщины, которые благодаря своей силе и храбрости преодолевают препятствия. Есть женщины, которые меняют мир каждый день. Такие женщины, как ты».

Самулам, дизайнерский коллектив Уши, известен своими прекрасными изделиями ручной вязки. И дело не только в том, что его основательница такая молодая, одарённая и вдохновляющая. Все женщины в коллективе такие же талантливые и сильные, как Уша, — женщины, которые добиваются результата, которые меняют свой мир, бусинка за бусинкой.

Как многие женщины, рождённые изменить мир, Уша настойчива. С самого детства она была не капризной маленькой привередой, а несгибаемой, как старое дерево в её родных краях. Когда Уша впервые покинула небольшой округ Гая в 19 лет, чтобы поступить в престижный международный Национальный Институт Дизайна в Ахмедабаде, девушка была потрясена культурными различиями.

Когда я пришла поступать в Институт Дизайна, то увидела девушек, разодетых по этой дурацкой моде — высокие каблуки, прозрачные маечки, ярко накрашенные глаза и красные губы, каких я никогда не видела ни по телевизору, ни в журналах. А я пришла в национальном костюме с намасленными волосами. Я посмотрела вокруг и подумала: «Это безумие. Моё место не здесь».

Но, несмотря на всё это, недостаток знаний, модных тенденций и английского языка не смогли отбить у девушки желание учиться дизайну. Вступительная комиссия в Национальном Институте Дизайна была потрясена врождённой честностью и уверенностью девушки, выросшей в деревне, — дом был полон братьев и сестёр, отец работал механиком в гараже, а мать доила коров и жала зерно. Уша была сделана из другого теста. Родители девушки были неграмотными, но все её братья и сёстры уехали из Гаи, чтобы получить высшее образование. Её самообладание достойно восхищения. Когда один из членов комиссии попытался высмеять её плохой английский, Уша сказала: «Разве мы не в Индии? Проблема не в том, что я не говорю по-английски, а в том, что вы не понимаете мой язык».

Свою твёрдую уверенность девушка всегда подтверждала на деле. Жизнь в большой семье имеет свои преимущества. У каждого свои таланты: кулинария, вышивание, рисование, пение, танцы. Учителям было в радость давать детям уроки, семеро детей — это почти целый класс. Вдохновение и соперничество тоже были нередкими гостями в семье. К тринадцати годам Уша выиграла около 6000 рупий, отправляя свои рисунки в местные журналы и на выставки. В семье верили, что искусство — источник духовного очищения, и поддерживали стремление детей развиваться в любимом занятии.

Не стоит забывать, что в Гае, как и во многих других частях Индии, царили кастовая система и гендерное неравенство. Когда старшая сестра Уши решила уехать, чтобы изучать архитектуру, их семью изгнали из деревенской общины. Сёстры продолжали уезжать, и дела становились всё хуже: старейшины пугали родителей, что город развратит их дочерей и они никогда не выйдут замуж. Только когда Уша уехала учиться в институт, а её старшие сёстры прижились в городах, нашли работу и стали отправлять деньги домой, жители Гаи начали понимать, как важно давать дочерям образование. Только после долгих передряг и спустя какое-то время родители Уши снова стали желанными гостями на свадьбах и деревенских советах.

Не простая учёба

Несмотря на все стереотипы о развратных городах, когда Уша поступила в институт, шумные и радостные дни в Гае сменились смертельной тишиной. Все вокруг говорили по-английский, всё казалось чужим, молодые люди заводили отношения, слушали Enigma и Боба Дилана и отпускали странные шутки. И на занятиях, и в свободное время, Уша чувствовала себя белой вороной. Дома все обожали младшую дочку, ей доставались всеобщая любовь и платья старших сестёр. В Ахмедабаде девушке пришлось столкнуться с независимостью, а что ещё хуже, с одиночеством.

«Каждое письмо из дома шло не меньше недели. Я была абсолютно подавлена. Мне хотелось сбежать. Первый год стал для меня настоящим адом», — вспоминает Уша.

Однако к трудностям девушке было не привыкать. На долю её семьи выпало немало испытаний в Гае, отец девушки сбежал из дома в одиннадцать лет, чтобы стать учеником механика. Он был так одержим своей независимостью, что отказался жениться на своей возлюбленной, пока не построит собственный гараж и дом. Уша рассказала, что мать надеялась родить ему сыновей, чтобы они помогали отцу в гараже, но после первенца на свет появлялись только девочки.

«Он был довольно строгим человеком с очень большим сердцем. Мы никогда не обнимали отца, не играли с ним. Он всегда был занят, всегда серьёзен. Ночью он чинил грузовые автомобили, а днём — легковые. Порой мы много дней подряд его не видели».

Из-за нехватки общения, Уша сосредоточилась на учёбе и получила отличные оценки на первом курсе. Когда в конце учебного года она показала своё портфолио комиссии, состоящей из преподавателей и более сотни студентов, её уверенность всё-таки дала трещину. Из-за плохого английского девушка не смогла раскрыть свои художественные замыслы, что стало для неё последней каплей. Повезло в том, что  преподаватели были уверены в её таланте и немедленно наняли репетитора, который стал давать ей уроки английского каждый день.

Уша уверена, что в её коллективе женщины должны не только уметь вязать, но и иметь минимальные жизненные навыки, например, знать английский. Женщины, проработавшие в Самулам несколько лет, готовы брать на себя руководящие роли, обучать других женщин, общаться с клиентами. Они научились пользоваться компьютером, чтобы всегда иметь возможность связаться с Ушей. Занимаясь с репетитором в крошечной аудитории, Уша поняла, что в первую очередь знание английского придало ей уверенности в себе. Перед девушкой поставили единственное требование: всегда смотреть в глаза преподавателю, как бы она ни запиналась и сколько бы грамматических ошибок ни совершала.

«Как только я научилась разговаривать свободно, пусть и не идеально, я поняла, что меня больше ничто не остановит. Однажды я проснулась в общежитии и подумала: «Вот оно. Теперь у меня всё получится».

Уша благодарит отца за своё трудолюбие, за внутреннюю силу и за желание помогать ближним. В редкие свободные минуты по утрам, он садился перед домом с большим термосом и предлагал чай всем, кто проходил мимо по дороге на работу или в школу. «Даже в непростые времена, нас всегда учили готовить несколько дополнительных порций, чтобы мы могли накормить любого, кто просил горячей еды. Люди в деревне знали об этом и уважали моего отца». Благодаря своей любви к дизайну, а главное к ведению бизнеса, Уша побывала в США, Шри-Ланке, Китае и во многих других странах по стипендиям и грантам. Но как бы далеко Уша Праджапати ни улетала, она никогда не бывает слишком далеко от своих корней.

Если вам интересно прочитать более подробную информацию о некоммерческой организации Уши , то вот сайт Самулам.

Photography: Andrew Kaineder

Text: Nishita Jha

Перевод: Юлия Коголь


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Swtravel
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru